Смертие

Каждый человек носит маску, скрывающую его «я» не только от других людей, но даже и от себя самого. Для примера, пусть существует человек и маска, которая заставляет его оптимистически относиться к печальным или опасным событиям при других людях, так же оптимистически он будет настроен и оказавшись один. Но в то же время после решения проблем он очень долго приходит в себя, восстанавливает равновесие и ищет опору среди близких и друзей. Он привык считать себя оптимистом, способным противостоять угнетающей силе случившегося. Но на самом-то деле его «я» в эти моменты находится в смятении и не получает никакого прока от разыгрывания оптимистичности.

Тут возникает первый вопрос: что такое «я»? Ответ: «я» - это то, что, в конечном счете, определяет наше отношение к событиям, нашу удовлетворенность жизнью.

Если бы наш оптимист перестал играть в оптимистичность, а, сохраняя свои действия, поменял бы их образ, приведя его в большее соответствие с собой, он получил бы гораздо больше устойчивости и истинного оптимизма. Он мог бы не скрывать, что сильно встревожен своей неудачей, и вместо того, чтобы говорить окружающим и себе «да всё будет замечательно», он мог бы пытаться найти причину своей тревоги. В итоге тревога бы не увеличивалась до размеров катастрофы, когда ни одно подобное дело не внушало бы ему радости. Напротив, тревога исчезла бы, растворившись в осознании своей жизни и истинных причин неудачи.

Но каждый человек носит маску.

 

Впрочем, рассуждения о масках не помогут проникнуть за них. Слишком мала сила рассуждений, не укрепленных стремлением души. Чтобы понять, что такое маска, нужно прежде поднести руки к лицу и почувствовать, что те очертания, которые мы знаем с детства, есть лишь жесткие углы картона. Приостановите чтение на этом месте и задумайтесь о прочитанном. Маловероятно, что вам удастся нащупать свою маску. И тем более не удастся ощутить маски других людей. Потому что ощутить маску – это самый простой и самый невыполнимый способ узнать свое «я». Как говорил мальчик, обращаясь к Нео в «Матрице»: «Нет никакой ложки». Могли вы представить тогда, что нет никакого экрана, на котором вы это смотрели? А можете ли вы представить сейчас, что нет никакого лица и никакого вашего образа, а есть лишь ваша маска и вы?

Поэтому нужно выделить ещё один путь – путь раскрытия своего «я». Существуют методы сложения и вычитания, которые открыл и классифицировал в «Бессмертии» Милан Кундера. Это суть методы развития и модификации своего «я». Но до того как пытаться менять свою суть, необходимо узнать, в чем она до сих пор заключалась. Собственно, истинное «я» нельзя изменить ни сложением, ни вычитанием. Это также методы узнавания, но такие, которые никогда не приведут к цели.

Метод, который может чуть-чуть приблизить вас к себе – это анализ своих ощущений, а именно – ощущений удовлетворенности сделанным и сказанным. Если действие присуще вашему «я», то оно не будет затронуто и останется удовлетворенным. Если же действовали не вы, а ваша маска, на «я» останутся следы.

Шаг за шагом наблюдая за собой, можно, не вычитая и не прибавляя ничего, узнать немного больше о своем внутреннем наполнении.

11.05.2005

© Vladimir Vaulin, 2006

Hosted by uCoz