Сегодня был хороший день. Солнце щедро светило, окрашивая мир в спокойные зелёные тона, и даже лёд сегодня был каким-то другим, более тёплым, чем всегда.
Сегодня вообще много хорошего. Вот, например, нас не заставили идти на дальние рудники, говорят, там нашли что-то странное. А ещё, меня сегодня ни разу не наказывали, тоже везёт.
Да! Ведь нам же сегодня дали двойной паёк! Наверное, наказывают целый соседний блок…
- Очнись! Вкалывать надо! – раздалось где-то над самым ухом.
Это Афанасий умудрился-таки забраться на двухметровый уступ рядом и теперь пытался вернуть меня к реальности.
Я потянулся к незаметной царапине на рукояти кирки и нацарапал на ней крестик.
- Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта, - возвестил унылый дикторский голос.
Вот всегда так с этими дурацкими процессорами… Я нащупал в наступившей темноте свою кирку и с размаху ударил ею по ямке в полу.
Так, вот теперь всё в порядке. Через минуту я уже отлеплял от висков присоски ВР и перезагружал систему.
Афанасий стоял рядом и меланхолично наблюдал за мной.
- «Камень» явно надо менять, - возвестил он.
Я попытался пошутить:
- И весь рудник – тоже.
- Не смешно. А EMP – это всё-таки не Stu, действительно надо менять.
- Ну ладно, уговорил, меняй!
- Ладно, ладно, успокойся, - с недовольным выражением лица он уселся в кресло.
Мы давно уже садились вот так каждый день после очередного выхода. Афанасий каждый раз сначала сидел молча, а затем начинал говорить со мной. Что он говорил, я почему-то не помню, но, кажется, каждый раз одно и то же. Наверное, это было не очень важно.
Афанасий встал и подошел к шкафу. Раскрыв дверцы, он стал что-то искать.
- Эй, ты надумал приобщиться к культуре?
- В смысле? – он недоумённо посмотрел на меня.
- Зачем ещё тебе рыться в книжном шкафу?
- В книжном шкафу? – он почему-то казался удивлённым.
- А что, по-твоему, перед тобой!?
Он что, издевается?
- Ах, да… - он замялся. – Сейчас, я на минутку.
Он скрылся за дверью, направившись в сторону кухни.
Афанасий встал и подошел к шкафу. Раскрыв дверцы, он стал что-то искать.
- Эй, ты надумал приобщиться к культуре?
- Да, тут где-то был Достоевский…
О-о, да он ударился в классику.
- А ты не болен, случаем? – я улыбнулся.
- Да нет, со мной все в порядке. Смотри, - он повернулся ко мне с книгой в руках, - Сейчас я покажу тебе фокус.
Он развернул книгу обложкой ко мне:
- Читай.
- «Идиот». Ну и что?
- Сейчас, - он закрыл глаза и запрокинул голову. На мгновение мне показалось, что он окаменел. Затем он открыл глаза и встряхнулся.
- Читай теперь.
Я опустил взгляд на обложку. Затем выхватил книгу из его рук: название посередине страницы гласило: «Звёздные войны». Вверху стояло имя автора: «Джордж Лукас».
- Ух ты! Откуда ты это достал?
Это же надо, какой раритет он раскопал в моём шкафу! А я-то уже думал, что навсегда лишился этой книги, а ведь с таким трудом доставал её в Центре!
Афанасий молча прошёл к креслу и сел в него. Качая головой, он вполголоса пробормотал что-то вроде: - «Всё бесполезно!»
- Ты чего? – я пристально смотрел на него. – Афанасий!
- Слушай, ты ничего не помнишь?
Его голос показался мне полным усталости.
- Я всё помню прекрасно.
Чего это он? Какое-то странное настроение.
- А «Идиота»?
- Того парня из Центра? Помню.
- Да нет. «Идиот», роман, автор – Достоевский, - в его глазах читалась странная обречённость.
- Какой ещё Достоевский? Слушай, ты здоров, а?
- Да, всё в порядке, просто показалось.
Пару минут мы сидели молча, Афанасий открыл «Звёздные войны», а я стал копаться в системе, вылавливая кошек «Реалки». Потом Афанасий поднялся:
- Ну, мне пора. Завтра зайду, как обычно.
- Ну, заходи. Пока.
Я проводил его до двери, а затем вернулся обратно.
Ладно, завтра он будет в порядке. А пока мне пора туда, на рудники. Афанасий не знает про них ничего, а ведь это – просто шлюз на её мирок… О, Господи! Помоги мне.
Я устроился перед датчиками и прилепил присоски.
- Рудник, - скомандовал я системе.
Маленькая радуга мелькнула на мгновение перед глазами, а затем режим установился и загорелась почти незаметная надпись «Симуляция». Эх, долго грузится, надо будет памяти добавить. Передо мной возникла пещера, и родная кирка, заменяющая консольный ввод, тут же оказалась у меня в руках. Я подошёл точно к центру пещеры и послал команду на поиск. Всё осталось по-прежнему. Пришлось высоко задрать голову, чтобы разглядеть слабое мерцание стены напротив. Неудобно, зато надёжно – не так-то просто отличить триста герц от двухсот пятидесяти.
Аккуратно разобрав мерцающий кусок стены, я прошёл в маленькую нишу за ним. Собрав стену обратно и для надёжности подправив её smoothing'ом, я щёлкнул вделанным в скалу выключателем. Гамма возросла на пятьдесят процентов, так что теперь можно было различить присоски, болтающиеся на тонких нитях-проводах у самого пола. Я улёгся на холодном полу, подложив под голову рукоять кирки, и прилепил присоски к вискам. Опять мелькнула радуга подстройки, на сей раз – эмуляция, но неотличимая от той, первой. А затем вместо пещеры вокруг меня возникли стены небольшой квартиры.
Я вышел из комнаты и прошёл на кухню. Так, чайник ещё не остыл, возможно, я слишком поспешил сегодня. Эти комнатки часто используются здесь как перевалочные пункты для серферов. Ладно, сейчас мне не до чая. Я накинул лёгкую куртку и открыл дверь на лестницу. Успеть бы на автобус…
Она прекрасна. Я мог часами просто любоваться ею. С нею так хорошо, а её мир почти не отличается от настоящего… Но – почти. Я ведь могу в любой момент вернуться, я не могу забыть, что всё вокруг нас – поток битов, и реальны здесь только наши сознания – она и я. Даже тела наши – поток импульсов… Нет, я должен её вытащить, рано или поздно – должен!
- Как прошёл день?
- Хорошо. Правда, были тут проблемы на работе, заказчики сроки урезали, придётся теперь без «наворотов» программу делать, но это мелочь.
- Да что они у вас там каждый заказ меняют! – возмутилась она, мило сдвинув брови… Да, всё-таки хорошая эмуляция, качественная…
Я стиснул кулаки. Не могу так! Но ведь иначе никак, пока она сама не вспомнит, не захочет выйти, её не вытащить!
Она протянула руку:
- Милый, передай мне блюдце.
Я подошёл к шкафу и открыл дверцы. Так, блюдца, конечно, в самом дальнем углу.
- Что, хочешь попытаться Канта осилить?
- Да нет, с чего ты взяла?
- А чего тогда ты в книжном шкафу роешься? – она подняла брови.
- В книжном?
О чём это она?
- Ну а где же ещё?
А-а, снова рассогласование потоков. Придётся заново:
- Я сейчас.
Я вышел за дверь и достал пейджер. На дисплее высветилась строка приглашения. Пролистав сообщения, я вышел на нужное: «System: exit on underlevel». Нажав кнопку приёма, я вновь очутился в нише за стеной пещеры. Не отлепляя присосок, я приложил указательный палец к металлу кирки и прошептал: «вход; время - шестнадцать двадцать одна; место – закладка один, прихожая; выполнить».
Снова радуга, и я стою в прихожей её квартиры.
- Привет, милый.
Объятия, поцелуй, и ответное:
- Привет.
Через некоторое время мы в кухне.
- Как прошёл день?
- Хорошо. Правда, были тут проблемы на работе, заказчики сроки урезали, придётся теперь без «наворотов» программу делать, но это мелочь.
- Обнаглели они у вас, каждый заказ меняют!
Надо же, одни и те же слова вызывают одну и ту же реакцию… Ладно, попробую навести её на что-нибудь. Только я хочу сказать, как она перебивает меня:
- Милый, передай мне блюдце.
Теперь я вижу, что кухонный шкаф – в противоположном конце кухни, а там, где я искал раньше – книжные полки. Я даю ей блюдце, а затем что-то словно подталкивает меня, и я говорю:
- Хочешь, я покажу тебе фокус?
Она поворачивается:
- Давай.
Я подхожу к книгам и начинаю рыться на полках. Да, вот её нужно взять – Ф.М. Достоевский, «Идиот». Не знаю, почему именно её. А-а, кажется, Афанасий её вспоминал сегодня.
Я достаю книгу и протягиваю ей обложкой кверху:
- Читай.
- «Идиот».
- А теперь смотри, - я закрываю глаза и запрокидываю голову.
Проходит контрольная секунда, а затем в темноте выступает меню. Взглядом нащупываю пункт «Параметры объектов», нахожу в списке книгу, которую держу в руках, и вызываю её свойства. В разделе «Название и содержание», изменяю Достоевского и «Идиот» на Лукаса и «Звёздные войны». «Ok». Так, готово. Открываю глаза.
- Читай.
- «Звёздные войны». Ну, и в чём же фокус? Тебе, конечно, эта книга нравится, но, - она хмурится, - Что тут особенного?
Так, моя новая «ломалка» всё ещё не может предотвратить изменение памяти, её памяти о событиях, происходящих с ней в этом виртуальном мире. Ничего, я уже близок к правильной обработке буфера параметров, я уже скоро это исправлю. Надеюсь…
Я подхожу к ней и обнимаю её. Закрываю глаза и стараюсь забыть, что это виртуальность. Ведь для неё этот мир стал когда-то реальностью, и сейчас она не увешана датчиками около своей системы, а стоит, обняв меня, в собственной кухне.
О, Господи, помоги мне...
12 – 30 июня 2001
© Vladimir Vaulin, 2006